5 лет назад, 18 мая 2013 г., на 55-м году жизни скончался известный российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов.
Его называли одним из главных провокаторов отечественного кино: его
фильмы часто шокировали и вызывали неоднозначную реакцию в обществе.
Сергей Бодров-младший и Алексей Балабанов
В чем только ни
обвиняли режиссера – в неполиткорректности, национализме, ксенофобии,
«чернухе» – но одно было бесспорным: он был новатором, не заигрывал с
публикой и создал неповторимый «балабановский» стиль, благодаря которому
его фильмы завоевали немало наград на международных кинофестивалях.
Алексей Балабанов в молодости
Алексей Балабанов родился и вырос в Свердловске (Екатеринбурге), окончил
Горьковский педагогический институт по специальности «переводчик»,
после чего его призвали в армию. В течение двух лет службы он летал в
страны Азии и Африки и участвовал в войне в Афганистане. Этот опыт позже
нашел отражение во многих его фильмах, прежде всего в самом тяжелом для
восприятия «Грузе 200».
Алексей Балабанов в молодости
После службы Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской
киностудии. Как раз в это время в Свердловске происходит расцвет
андерграундной культуры, которая оказала на режиссера большое влияние.
Он был знаком с участниками культовой группы «Наутилус Помпилиус» и снял
их в своем первом фильме. Их музыка стала важной составляющей эстетики
Балабанова и создавала неповторимую атмосферу его фильмов.
Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов
Режиссер за работой
В 1990 г. Балабанов переехал в Санкт-Петербург, где спустя 2 года вместе
с продюсером Сергеем Сельяновым основал кинокомпанию «СТВ». В 1997 г.
режиссер получил всемирное признание, когда его фильм «Брат» завоевал
Гран-при на «Кинотавре» и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте.
Героя
Сергея Бодрова называли героем поколения конца 1990-х гг., но фильм
заслужил не только хвалебные отклики: из-за неприязни главного героя к
иностранцам режиссера обвинили в ксенофобии и национализме.
Кадр из фильма *Про уродов и людей*, 1998
Кадр из фильма *Брат*, 1997
Его фильмы не раз провоцировали скандалы в обществе и получали
негодующие отзывы, но все они становились культовыми на постсоветском
пространстве. «Брат» и «Брат-2» называют памятником эпохи 1990-х гг.
А на упреки в национализме режиссер отвечал: «Почему
я должен в фильме этого не показывать, если это правда? Как может кино
развить национальную рознь? Она либо есть, либо ее нет… Я кино делаю, а
люди пусть что хотят, то и говорят». Балабанов был категорически против миграции, часто повторяя: «Где родился, там и пригодился». Но сам себя он считал не националистом, а патриотом.
На съемках фильма *Брат*
После выхода фильма «Война» снова разгорелся скандал: Балабанова
обвинили в неполиткорректности в отражении войны в Чечне. Фильм «Груз
200» сняли с проката во многих городах страны из-за обилия сцен насилия.
Режиссера назвали «чернушником», а он так объяснял свою позицию: «Это
же очень спорная с точки зрения нравственности картина… Да, это все на
самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта.
1984-й
год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из
армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали,
что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране –
момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот,
как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было
таким».
Кадр из фильма *Груз 200*, 2007
Режиссер
не старался угодить публике и не боялся показывать изнанку общества во
всей ее неприглядности. Из-за этого его называли «певцом
повседневности». Пересказать сюжет фильмов Балабанова сложно – их нужно
смотреть. Режиссер говорил: «Фильм, который можно рассказать словами,
и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать – я люблю кино
снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф – это такое великое
искусство, которое, как воздух, необходимо народу».
Кадр из фильма *Мне не больно*, 2006
Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов
У Балабанова были свои методы работы с актерами и особенный подход к
съемкам. Главное, о чем он их просил на съемочной площадке, – «не
играть» и «не перетопить», то есть оставаться в кадре максимально
естественными и не демонстрировать фальшивых эмоций.
Часто он приглашал непрофессиональных или начинающих актеров, чтобы получить максимально достоверную реакцию: «Я хочу, чтобы все было настоящее. Чтобы люди поверили». Наверное, именно поэтому любимым актером Балабанова стал Сергей Бодров-младший: «Он обаятельный. И совсем не актер… Он просто органично существует в пространстве».
Режиссер культовых фильмов *Брат* и *Брат-2* Алексей Балабанов
Режиссер на съемках фильма *Жмурки*
Виктор Сухоруков вспоминал, как на съемках фильма «Счастливые дни»
режиссер заставлял его ходить в ботинках на полразмера меньше: «Мы
снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня
ноги мерзнут...» А он: «Ничего-ничего, потерпи...» Потом оказалось, что
это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза
передавались». Его любимой присказкой на площадке была фраза: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!»
Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов
С некоторыми актерами Балабанов не только сотрудничал на протяжении
многих лет, но и налаживал тесные дружеские контакты. Близкими друзьями
для него стали Виктор Сухоруков, вместе с которым режиссер с супругой
какое-то время жили в одной квартире, и Сергей Бодров-младший, ставший
его главным открытием. Преждевременная трагическая гибель актера в 2002
г. стала для Балабанова таким потрясением, что он долгое время не мог
прийти в себя и злоупотреблял спиртным.
Его жена Надежда рассказывала: «Жизнь
после этого была очень странная. Мы не спали вообще… Леша начал пить.
Причем по-страшному. Мне сказали, чтобы я не вмешивалась, потому что он
должен «отпить свое», иначе ему не прийти в себя. У Леши началась
внутренняя трагедия, что это должен был быть он, потому что Сережа был
святой, был очень хорошим человеком, а Леша считал себя плохим человеком».
Режиссер с женой
В
2012 г. у режиссера обнаружили онкологическое заболевание. Он знал о
том, что ему осталось немного, и, по словам знакомых, старался завершить
все дела. 18 мая 2013 г. Алексей Балабанов скончался от острой
сердечной недостаточности. Режиссер Виталий Мельников о нем говорил: «Он
постоянно бросал вызов себе и зрителю. Он хотел, чтобы зрители
задумывались, задумывались и задумывались. Он был беспощаден к себе и к
зрителям. И прав был, наверное, потому что в этом задача художника.
Наверное, поэтому так быстро и ушел».