Наложницы, евнухи и рабыни в гареме глазами их богатого хозяина.
В конце XIX и начале XX веков Персия представляла собой причудливую
смесь старого и нового. Последние западные достижения соседствовали с
гаремами, евнухами и невольниками. Мир, запечатленный на фотографиях
того времени, совсем не похож на то, что мы представляем. «Лента.ру» заглянула в архив Women’s Worlds in Qajar Iran и выбрала самые интересные кадры.
Последние шахи династии Каджар изо всех сил пытались модернизировать
страну. Инженеры из России строили телеграф, французы обучали армию, в
Тегеране появились аэропланы — в тот момент последнее слово техники.
Пилоты, конечно, были сорвиголовами, но девушка в парандже и грязных
туфлях, по-хозяйски облокотившаяся на самолет на этом снимке, смотрится
не менее лихо.
Шах Насер ад-Дин, который правил Персией во второй половине XIX века, с
юности увлекался фотографией. Он устроил во дворце собственную
фотостудию и назначил первым придворным фотографом Антона Севрюгина из
России, у которого имелось фотоателье в Тегеране. Севрюгин снимал шаха и
придворных, но в женскую половину дворца путь был закрыт. Свой гарем
Насер ад-Дин фотографировал лично.
В Персии тех лет телеграф, аэропланы и фотоаппараты уживались со
средневековыми порядками. Многочисленным женам и наложницам знати
прислуживали евнухи и невольницы из Африки и с Кавказа. Рабство
запретили только в 1929 году, после свержения династии Каджаров.
Гарем Мозафереддин-шаха, сына и преемника Насера ад-Дина, не имеет
ничего общего с фантазиями европейцев, начитавшихся восточных сказок.
Это не «Тысяча и одна ночь» — никаких полуобнаженных девиц и танцев
живота. Больше похоже на мирный семейный портрет: женщины чинно смотрят в
объектив, озорные дети забрались под стол.
Дочь шаха Насера ад-Дина, круглолицая красавица Ахтар ад-Даула, позирует
со служанками. Во второй половине XIX века персидские представления о
красоте — как женской, так и мужской — заметно отличались от
европейских. Знатные девушки не стремились похудеть и щеголяли пышными
бровями, а порой и легкой растительностью на лице.
Группа женщин с козой в андаруни (внутренних покоях) дворца шаха.
Покрывала на их головах удивительным образом сочетались с мини-юбками,
которые вызвали бы скандал в любой европейской столице того времени.
Любимая наложница часто появляется на фотографиях, которые делал Насер
ад-Дин, причем всякий раз в новом наряде — то в персидской юбочке, то в
европейском платье, то в японском кимоно. Девушка была черкесской красавицей и, скорее всего, рабыней.
Внучка шаха Исмат аль-Мулюк и ее родственницы строят рожи перед камерой.
В Instagram и не такое увидишь, но в XIX веке с фото не шутили. Чтобы
снимок удался, людям приходилось несколько минут неподвижно сидеть перед
камерой с постным лицом. Но принцессам закон не писан, особенно в тех
случаях, когда под покрывалом камеры прячется собственный дедушка.
Другая фотография Исмат тоже не вполне серьезна. Она стоит рядом со
своей сестрой Фахр аль-Тадж, а их отец, зять шаха, валяется под стулом.
Рядом с внучкой шаха Фахр аль-Тадж на скамейке прикорнула ее мать — дочь шаха Насера ад-Дина Исмат ад-Даула.
Другая внучка шаха — Исмат аль-Мулюк с козочкой на руках рядом с мужем.
Музыканты и танцы в городе Сельмас.
Несмотря на традиционную одежду и покрывала на голове, девушки в женской
школе изучают самую передовую науку того времени, а класс оборудован
микроскопами — недешевое удовольствие.
Свадьба.