Очередное издевательство над творчеством великого советского писателя вышло на экраны в России. Кино называется «Заповедник».
Сходили тут на "Заповедник" (в гл.роли С.Безруков, реж.А.Матисон, по одноименной повести С. Довлатова).
Премьера получилась очень душевной. Во-первых вино. Во-вторых, перед показом была маленькая викторина от прокатчиков и "Нашего радио" ее провел Вячеслав Ширяев (Vyacheslav Shiryaev), ведущий "Нашего радио". Слава обладает совершенно невыносимым талантом: он говорит смешно даже тогда, когда говорит что-то совершенно не смешное. В результате после его пятиминутного конферанса-викторины я, например, просто лежал. И главное непонятно, с чего. Просто такой человек. Так что премьера прошла огого.
Что касается фильма нас подло обманули. Обещали фильм по повести Довлатова, а показали какой-то фильм-концерт. Понятно, что т.Безруков человек многогранный, актер, руководитель театра, член Патриаршего совета по культуре, доверенное лицо президента, и прочая, и прочая. И понятно, что такому многогранному человеку непременно хочется еще и петь, и даже (это я сейчас прочел) есть у него и своя рок-группа. Но мне и в голову не могло прийти, что они возьмут повесть Довлатова только для того, чтобы сделать фильм-концерт рок-певца Безрукова (он там поет весь фильм).
Да, кстати, тут о том два слова: песни у Безрукова неинтересные, и поет он тоже неинтересно. Но это, конечно, на любителя, я такого любительского творчества не любитель, а кому-то, может, такое нравится.
В общем, задача номер один была натолкать в хронометраж фильма как можно больше песен Безрукова, для чего героя фильма сделали музыкантом. Запойный герой едет в заповедник Пушкина на халтуру в местном ресторане. Там бросает пить и неожиданно начинает писать новые песни (сама по себе последовательность "бросил пить начал писать" настолько невероятна, что просто оставим ее без комментариев). А также петь их в составе вокально-инструментального ансамбля из работников заповедника, аккомпанируя себе на гитаре, сделанной из лопаты. Родную свою гитару с автографом Стиви Уандера (написанным, кстати, с несколькими орфографическими ошибками) он, конечно, случайно ломает потому что на лопате гораздо заметнее его мастерство гитариста-виртуоза.
В целом фильм является прекрасным образцом фирменного почерка творческого тандема Безруков-Матисон. Если у этого тандема есть поклонники (я их не знаю, но это моя проблема, где-то они наверняка есть), они найдут там все, что так любят в их фильмах. Тут и непременное звездное небо, кочующее из фильма в фильм и густо наполненное моргающими компьютерными звездами, и зашкаливающее количество крупных планов Безрукова, то нервно закуривающего на фоне этого самого неба, то мечтательно его разглядывающего. Есть и бескрайние поля, и панорамы прекрасной русской земли, и большое количество известных актеров, которые откровенно мучаются в кадре, потому что им нечего играть, и нелепые диалоги, которые авторы вынуждены были присочинить к диалогам, извлеченным из повести Довлатова, чтобы хоть как-то скрепить сцены, перемежающие вокальные номера певца Безрукова...
Есть и огромное количество нелепых деталей, буквально рассыпанных по фильму (чего стоит жена героя, у которой на руках деньги от проданной квартиры, но она все равно приезжает к нему в заповедник проститься в рваных колготках "денег-то нет"), такие неувязки тоже часть фирменного стиля нашего творческого тандема.
Не стоит и говорить, что от текста Довлвтова, от его интонации, ощущения "отдельности", самоиронии, жесткости, сложных и запутанных отношений со своими пороками, определенных отношений с лицемерным общественным укладом и портретной яркости в описании героев не осталось и следа. Герой фильма просто
музыкант "как все", который забухал (ну, бывает), а потом решил завязать. Тем временем от него уезжает в Канаду жена. А он, хоть сам человек и хороший, и люди кругом все хорошие почему-то ее не останавливает: видимо, сюжет довлатовской повести не пущает. Надо, чтобы уехала, хотя зачем, почему, когда все кругом такие хорошие совершенно непонятно.
В общем, фильм в этом смысле вполне удался, можно сказать, что авторы уверенно движутся в избранном начиная с первого фильма направлении, развивая жанр "делирической комедии" .
Автор Владимир Демчиков