Сайт ochevidets.ru может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам не достигшим 18 лет.
Наверх
Закрыть
Личный кабинет:
Логин:
Пароль:

Войти через

Войти через ВКонтакте   

Войти через Facebook
 запомнить
регистрация забыли пароль?
   

PR тотальных войн.


В декабре 1939 года разыгралось первое крупное морское сражение второй мировой. В нем приняли участие немецкий линкор «Адмирал граф Шпее», английские легкие крейсера "Аякс" и "Ахиллес", тяжелый "Эксетер". Линейный крейсер "Ринаун" и авианосец "Арк Ройал".


PR — это не обман, а умелое информирование. «Умелое» означает, что информирующему известно, что говорить, кому говорить, как говорить и когда. Врать нельзя.


Германский «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее»




Радиограмма, переданная ранним утром 13 декабря 1939 года английским легким крейсером «Аякс», заканчивалась словами: «Я полагаю, что перед нами «карманный» линкор...». Так начиналась одна из драматических страниц Второй мировой войны — морское сражение, которое вошло в историю как бой в устье Ла-Платы.

Именно здесь эскадре капитана I ранга Г. Харвуда, состоящей из одного тяжелого и двух легких крейсеров, удалось обнаружить немецкий рейдер — «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее», который в течение трех месяцев сумел уничтожить девять английских торговых судов общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.

Выиграть предстоящий бой англичанам было непросто. По своей огневой мощи «Адмирал граф Шпее» превосходил все три английских крейсера, вместе взятые.

В 6 часов 18 минут немецкий рейдер открыл огонь — первый залп лег между английскими крейсерами. Спустя четыре минуты заговорили орудия английского тяжелого крейсера «Эксетер». Командир «Адмирала графа Шпее» капитан 1 ранга Г. Лангсдорф принял легкие крейсера за эсминцы, поэтому по ним вела огонь артиллерия вспомогательных калибров, а весь огонь артиллерии главного калибра капитан приказал сосредоточить на тяжелом крейсере.

За последующие двадцать минут «Эксетер» получил несколько попаданий, в результате которых у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями.

Командир английского корабля перешел в кормовую боевую рубку и приказал дать по немецкому линкору торпедный залп. Практически в это же мгновение корабль сотрясли еще два тяжелых взрыва. Окутанный дымом, избитый, осевший на нос и накренившийся на борт «Эксетер» в 7.40 вышел из боя.


Крейсер «Эксетер» в момент своего возвращения в Англию после боя в заливе Ла-Платы



Тем временем легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», обстреливаемые только вспомогательной артиллерией немецкого линкора, решительно проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда рейдер развернулся, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера ринулись ему на помощь, ведя при этом точный и эффективный огонь.

Двумя снарядами они вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на немецком линкоре. «Адмирал граф Шпее» не остался в долгу— один из его 280-мм снарядов вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снес его мачту, но англичане продолжали неотступно преследовать немецкий корабль.

После того как «Адмирал граф Шпее» укрылся в бухте Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес» разделились и перекрыли оба выхода из устья реки Ла-Плата. Повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, но он нуждался в ремонте, который невозможно было сделать в течение 72 часов, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права. Лангсдорф находился в затруднительном положении...

Что было делать британцам? Стянуть все наличные силы к Монтевидео? По времени они не успевали! И тогда было решено использовать «информационные технологии». Уже на другой день получивший из Лондона инструкции британский консул начал вести переговоры с портовыми властями Монтевидео о приеме «двух крупных кораблей» (соединение "К", линейный крейсер "Ринаун" и авианосец "Арк Ройал"). А затем местные рыбаки сообщили немцам, что встретили в море большой английский корабль с «большими пушками». «Какой корабль?» — спросили их немцы, и те ответили: «Ринаун». А гроза морей линейный крейсер «Ринаун» был самой страшной угрозой для «карманного линкора». "Шпее" не мог от него ни удрать, ни сражаться с ним на равных! Уныния германским морякам добавили портовые проститутки: «Ком, ком! — кричали они немецким морякам. — Полюби в последний раз!».

А в действительности, на помощь крейсерам «Аякс» и «Ахиллес», мог подойти только тяжелый крейсер «Кумберлэнд»:





А дальше случилась и вовсе необъяснимая вещь. Спешивший изо всех сил тяжелый крейсер «Кумберлэнд» подошел к блокирующим судам, и дежурный немецкий офицер-наблюдатель опознал его в дальномер как… «Ринаун»!


Линейный кресер "Ринаун"



Вот уж точно говорят: у страха глаза велики! Но как он мог их спутать? Ведь у «Ринаун» две трубы, а у «Кумберлэнда» — три! Между тем даже и с «Кумберлэндом» англичане были бы слабее немцев, но командир линкора связался с Гитлером, объяснил все как есть, попросил разрешения затопить корабль.... В ответ на запрос в Берлин Лангсдорф получил приказ: боя не принимать, корабль уничтожить...
При массовом скоплении народа — вот зрелище, так уж зрелище! — немцы вывели линкор на внешний рейд и там потопили, но так как там было неглубоко, то еще его и подожгли, а оптику и оборудование разбили молотками! Лангсдорф застрелился в отеле в Буэнос-Айресе, через трое суток, а его экипаж, кто как, окольными путями отправился в Германию. Сейчас уже ясно (такая наука, как военная психология, это хорошо объясняет), что ошибка опознавания была связана с паническими настроениями команды.


Горящий "Шпее"



И все, что от него осталось


По материалам статьи "PR тотальных войн". Вячеслава Шпаковского

просмотров: 1977 / автор: Бульдог / 28.04.2015 / Добавить в избранное
+8.77   14 комментариев | Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Немцы - никудышные флотоводцы!
Sulla / 28.04.2015 19:27 /
-8.45   
Не совсем так, шороху они навели очень много, в обе войны, правда в основном в борьбе с торговыми и гражданскими судами. Но в Черном Море "Гебен" гонял царский флот, и при Ютланде, они англичанам наваляли. Когда я историю "Шпее" перечитал, вспомнил Руднева и "Варяг". Русские никаких запросов не делали, вышли из Чемульпо и дрались.
Бульдог / 28.04.2015 19:38 /
+4.15