Российская компания «Хеливейл» из города Кемерово уже в следующем году может начать выпуск нового легкого многоцелевого вертолета «Афалина». Впервые двухместный летательный аппарат, работающий на обычном автомобильном бензине АИ-95, был представлен публике в конце весны на выставке «Хелираша-2015». По словам разработчиков, аналогов подобного вертолета в мире нет.
«Афалина» может выполнять различные задачи, в том числе для МВД и МЧС. Патрулирование, аэрофотосъемка, контроль за различными объектами, скорая медицинская помощь, тренировка пилотов вертолетов, проведение сельхозработ, охрана лесных и водных ресурсов вот неполный список возможностей вертолета.
Собственная масса вертолета 270 кг, грузоподъемность 180 кг. Дальность полета 750 км, максимальная высота 2000 метров. Крейсерская скорость полета 200 км/ч, максимальная 250 км/ч. Габариты машины следующие: высота 2,8 м, ширина 1,85 м и длина 7,2 м.
Пару 6-метровых соосных несущих винтов вертолета вращает 115-сильный мотор Rotax 914 UL. Расход топлива 18 22 литра/час полета. При необходимости «Афалину» можно оборудовать парашютными спасательными системами.
В основе конструкции используется изобретение «СООСНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ». Патент РФ на полезную модель № 129485 зарегистрирован 27.06.2013г. и международный патент № РСТ/RU2012/001015 зарегистрирован 04.12.2012 г.
Легкий двухместный однодвигательный двухвинтовой вертолёт соосной схемы с тандемным расположением пилотов. В основе аэродинамики используется развитие концепции АВС(Advancing Blade Concept).
Двигатель: «Rotax 914 UL» -115 л.с. Выбор двигателя был определен тем, что поршневые двигатели фирмы«Rotax» обладают высокими экономическими показателями и данный двигатель имеет большой ресурс. Он стоит в десятки раз меньше, чем газотурбинный двигатель малой размерности и потребляет небольшое количество топлива на крейсерском режиме (около 18...22 литров в час). При этом потребляемое топливо – это не специальный авиационный керосин, а стандартный автомобильный бензин АИ-95, который широко распространен на территории Российской Федерации. Авиационный двигатель «Rotax 914 UL» – устанавливается на многих летательных аппаратах. Он надежен и сертифицирован в Европе. Применение одного двигателя, а не двух, обусловлено тем, что вертолеты с двумя двигателями по сравнению с однодвигательными обладают меньшей экономической эффективностью, из за уменьшения грузоподъемности на 20-25%. Особенно это относится к легким и сверхлегким вертолетам. Что же касается безопасности эксплуатации вертолетов, то разница несущественна согласно имеющейся статистике, на 100 000 летных часов количество отказов для однодвигательных вертолетов составляет 1,69, а для двухдвигательных 1,59 (поэтому Federal Aviation Authorities – авиационная администрация США лояльно относится к использованию однодвигательных аппаратов на территории Америки).
Главный редуктор: Собственная разработка. Редуктор двухступенчатый, первая ступень – цилиндрическая косозубая, вторая ступень двухпоточная коническая зубчатая передача с круговым зубом. Смазка первой ступени барботажная, второй – циркуляционная с очисткой и охлаждением смазки. Во второй ступени редуктора установлены сигнализатор стружки, датчик температуры масла и датчик оборотов несущего винта.
Двигатель и редуктор связаны посредством трансмиссии, имеющей в своем составе демпфирующую упругую резиновую муфту и муфту включения (в одном агрегате).
Несущая система: Соосные синхронизированные винты с углепластиковыми лопастями, жестко закрепленными во втулках.
Фюзеляж: Рама вертолета ферменная, сваренная из труб (Ст20). Кабина, хвостовая балка, оперение – стекло-углепластик.
Расположение пилотов в кабине тандемное, управление спаренное. Для поддерживания в кабине требуемой температуры, вертолет оборудован системой обогрева и вентиляции.
Шасси: полозковое алюминиевое. Для транспортирования вертолета по земле предусмотрена установка съемных колес, которые позволяют одному человеку без труда транспортировать аппарат на место его стационарного базирования.
Приборное оборудование: состоит из комплекса приборов, отвечающих нормам АП-27 в части, касающейся оборудования ЛА, и позволяющий обеспечивать полет в простых метеоусловиях.
Ориентировочная стоимость Афалины будет 150 000у.е.
Использованы материалы:
http://heliwhale.ru/razrabotki/afalina.html