Бизнес-джеты, что это? — необходимый атрибут жизни нефтяных шейхов и поп-звезд, или рабочая лошадка для «чернорабочих» глобального бизнеса
На днях в столичном аэропорте "Внуково-3" закончила работу десятая Международная выставка деловой авиации Jet Expo-2015. Ее участниками стали порядка 100 компаний, производящих самолеты, вертолеты и другую авиационную технику из 20 стран мира. На открытой площадке выставки вниманию посетителей было представлено около 20 бизнес-джетов разной степени модельной новизны и популярности.
Надо заметить, что понятие бизнес-джет не ограничивается одним лишь образом маленького, но очень дорогого самолетика, катающего на выходные семью какого-нибудь толстосума до места отдыха на каких-нибудь далеких островах. Напротив, основная часть работы бизнес-авиации – это корпоративные перелеты, когда несколько представителей какой-нибудь компании или корпорации отправляются по служебным делам в отдаленные города и страны.
Именно поэтому, довольно часто в разряд бизнес-джетов попадают достаточно крупные серийные самолеты, оборудуемые соответствующими салонами VIP-класса. На Expo-2015 было представлено, по меньшей мере, два таких борта: Аэробус A319ACJ с VIP салономдля корпоративных поездок и российский Sukhoi Superjet 100 в VIP версии.
Напомним, что премьера этого самолета наJet Expo состоялось годом ранее. Самолет разработан на платформе модификации SSJ100 Basic и является первым этапом в реализации проекта первого бизнес-джета Sukhoi Business Jet.
И все же, настоящей звездой салона можно было назвать сравнительно небольшой одномоторный турбовинтовой самолет Pilatus PC-12 c VIP-салоном. Машина прибыла на JetExpo 2015 в единственной в своем роде ливрее (раскраске), созданной по случаю 75-летия швейцарской компании Pilatus Aircraft произведшей самолет. Всемирно известный швейцарский художник Ханс Эрни, автор многочисленных работ для МОК, ООН, Красного Креста, ЮНЕСКО и ИАТА в качестве юбилейного подарка компании создал уникальную юбилейную ливрею для ее самого популярного самолета РС-12 NG.
На синем фюзеляже изображены бегущие кони, голуби и Пегас. По словам самого Эрни, изображения этих животных были выбраны в качестве символа выносливости и скорости РС-12 NG. О себе художник напомнил лишь своей подписью на капоте.
«Я очень горд, что самолет с моими рисунками увидят люди во всем мире, я горд за свою страну», — отметил сам Ханс Эрни. К сожаленью, 21 марта 2015 года, буквально сразу после окончания работы над РС-12 NG художник ушел из жизни. На момент смерти ему было 106 лет.
Что касается других новинок, то компания Embraer привезла на Jet Expo 2015 свой новый деловой самолет среднего класса Legacy 500. Dassault Aviation представила одну из самых популярных моделей линейки – Falcon 7X, универсальный Falcon 2000LXS, а также макет новейшего двухдвигательного бизнес-джета Falcon 5X класса large-cabin. Первый полет этой машины запланирован на осень этого года.
В заключении приведем несколько интересных фактов о бизнес-авиации. Так, например, полет по маршруту Москва-Женева-Москва бизнес-джетом стоит порядка 20 — 40 тысяч евро, в зависимости от класса машины и ряда других условий. Что касается деловых перелетов, то до последнего времени, основную географию полетов бизнес-авиации составляла Европа. Сегодня растет число внутрироссийских маршрутов. Направления из серии «на отдых» остаются традиционными — это может быть и Ницца, и Мальдивы, и Турция.