На Западе и в России часто можно услышать
истории о якобы безалаберности русских. Но по количеству инцидентов с
ядерным оружием США занимают первое место с большим отрывом: много раз
Америка чуть не уничтожала себя самостоятельно, без всякой помощи СССР.
7. Как Кулька не ту кнопку нажал
11 марта 1958 года Boeing B-47 с ядерной бомбой Mark
VI на борту совершал перелет с базы США в Саванне в Англию. Вскоре в
кабине пилотов загорелся предупредительный сигнал, который говорил о
неисправности фиксатора механизма сброса снаряда. Капитан отправил
штурмана по имени Брюс Кулька проверить его. После долгих и
безрезультатных поисков фиксатора Кулька забрался на устройство
чрезвычайного сброса бомбы и случайно на что-то нажал. Трехтонная бомба
проломила люк самолета и с высоты 4500 метров упала на жилой дом некоего
Уолтера Грегга. По счастью, при столкновении с землей в снаряде
взорвался только заряд обычной взрывчатки, а девять человек отделались
лишь легкими травмами. Грегг подал иск военно-воздушным силам США на
сумму в 54 тысячи долларов (500 тыс. долларов в пересчете на
сегодняшний день) и получил деньги. Кулька принес ему свои извинения и
смог избежать серьезного наказания.
6. Самолет, который развалился
23 января 1961 года американский бомбардировщик B-52,
несший две термоядерные бомбы W39, совершал полет в рамках операции
«Коверолл». Около полуночи была обнаружена утечка топлива из правого
крыла. Бомбардировщик срочно отправился на базу, но вскоре начал
разваливаться в воздухе. На высоте 3300 м пилоты потеряли управление и
катапультировались, а сам B-52 рухнул на землю. Бомбы отделились от
разваливающейся конструкции на высоте примерно 3000 и 610 метров. У
одной из них раскрылся парашют и она приземлилась практически
неповрежденной, а вторая упала в болото. В 1990-е годы был рассекречен
доклад, в котором утверждалось, что у первой бомбы, помимо срабатывания
парашютной системы, отключились также три из четырех предохранительных
устройств, приводя бомбу в боевую готовность.
«Америка находилась на грани катастрофы чудовищных
масштабов. Мощность каждой из двух бомб в 260 раз больше, чем у бомбы,
сброшенной на Хиросиму. Если бы боевое устройство сдетонировало, под
угрозой оказались бы миллионы жителей США. В зоне поражения могли быть
сразу несколько крупных городов Восточного побережья, такие как
Вашингтон, Балтимор и Филадельфия. Лишь благодаря последнему из четырех
предохранительных механизмов бомбы — низковольтному переключателю —
катастрофы удалось избежать», — говорится в документе.
5. Подарок для Тайваня
В 2006 году США по ошибке отправили на Тайвань вместе
с партией вертолетных аккумуляторов носовые обтекатели ракет с
вмонтированными в них секретными взрывателями для ядерных боеголовок.
Тайвань смог их внимательно изучить: в США заметили ошибку только через
полтора года, когда заказчики пожаловались на недопоставку
аккумуляторов. Тайвань заявил, что доложил о случайности сразу, но из-за
проблем со связью в Вашингтоне об этом так и не узнали. Вскоре
взрыватели были возвращены американцам.
4. Катастрофа во льдах
В январе 1968 года B-52 с четырьмя водородными
бомбами B28FI на борту пролетал над заливом в Гренландии. Из-за
неисправности горячий воздух от двигателя стал поступать в систему
отопления кабины без охлаждения и вскоре загорелись поролоновые подушки,
сложенные под сидением. Использовав все огнетушители, которые были на
борту, шесть членов экипажа катапультировались. Неуправляемый
бомбардировщик какое-то время летел на север, потом развернулся на 180
градусов и рухнул на лед залива Северной звезды. Если бы хотя бы одна из
термоядерных бомб взорвалась, Гренландия в одночасье стала бы
необитаемым островом, но по счастью от удара во всех четырех бомбах
произошла только детонация взрывчатого вещества в запалах. При этом две
бомбы полностью сгорели, а две ушли под лед. Кроме того, началась утечка
радиации. В срочном порядке США организовали операцию «Крестед Айс»,
целью которой была дезактивация местности и поиск бомб. Одну из них
удалось найти, а вторая покоится где-то у берегов Гренландии до сих пор.
Примечательно, что Гренландия находится под управлением Дании, которая
еще в 1957 году объявила себя безъядерной зоной. Сам факт того, что в
небе над европейской страной летали стратегические бомбардировщики США
привел к международному скандалу.
3. Ядерное исчезновение
10 марта 1956 года B-47 с ядерным оружием на борту
совершал перелет из Флориды на базу в Марокко. Последний раз
бомбардировщик видели во время дозаправки в воздухе, после чего он не
выходил на связь. Поиски самолета велись вместе с Францией и Марокко, но
были безрезультатны. В итоговом отчете военные смогли только
предположить, что ядерные бомбы лежат где-то в прибрежной полосе
Алжира.
2. Перепутали ракеты
Однако, происшествия с ядерными боеприпасами в США
происходили не только в 1960-е годы. Так, вечером 30 августа 2007 года
на базе Майнот в Северной Дакоте началась паника: пропали шесть ракет с
термоядерными боеголовками. Оказалось, что военнослужащие ВВС США
случайно перепутали ракеты с учебной и настоящей боеголовкой и
установили их на бомбардировщик B-52. Их командир произвел осмотр ракет,
установленных на правое крыло, а левое, где и стояли злополучные
боеголовки, осматривать не стал. После этого самолет отправился через
всю страну на базу Барксдейл в Луизиане, причем по прилету около 9 часов
простоял на перроне авиабазы без охраны. Через несколько часов один из
офицеров заметил, что ракеты на правом и левом крыле самолета
различаются. Только после этого ошибка вскрылась, и о ней было доложено
командованию. Изначально военные не хотели придавать дело огласке, но
информация просочилась в прессу и вызвала волну возмущения в обществе. В
результате десятки офицеров и рядовых солдат были уволены и получили
дисциплинарные взыскания.
1. Пропала бомба. 1,6 мегатонн
Самым известным случаем халатного обращения с
ядерными боеприпасами произошел в США 5 февраля 1958 года. Тогда
бомбардировщик B-47 столкнулся с истребителем F-86 над островом Тайби в
американском штате Джорджия, в 25 км на юго-восток от Саванны.
Истребитель был утерян, а бомбардировщик получил серьезные повреждения, и
экипажу пришлось аварийно сбросить в океан находящуюся в бомбовом
отсеке водородную бомбу Mark-15. Поиски, которые велись до середины 1958
года, ничего не дали. Считается, что бомба до сих пор лежит где-то
недалеко от побережья под пятиметровым слоем грунта.
Автор: Кирилл Яблочкин
Фото: army.mil