Кругосветный поход двух атомных подводных
лодок Северного флота стартовал в начале февраля 1966 года (по разным
данным со 2-го по 12-е число). О его начале не трубили газеты, не было
оркестра и высокого командования. О предназначении этого похода не знали
не только сами моряки-подводники, но и высокое флотское начальство —
цель была озвучена экипажам уже, когда лодки отошли на значительное
удаление от базы. Даже контрразведчикам ВМФ было предписано вскрыть
пакеты с секретным заданием, когда уже были задраены все переборки и
люки и любая информация о специальном задании не могла просочиться за
борт атомных лодок.
Задание было необычным: в подводном положении
совершить поход через Атлантику и Тихий океан, «прогуляться» в Южном
полушарии и ошвартоваться на Камчатке — пройти в океанских толщах
предстояло более 20 тысяч миль, что превышает длину экватора. Всплывать —
категорически запрещено. При этом нужно было пройти незамеченными через
все американские станции наблюдения за подводными лодками.
Была и политическая подоплека - cоветское руководство
придумало «наш ответ Керзону» и поставило задачу военным: нужно уесть
Америку! До этого еще ни одной подлодке не удавалось обогнуть земной шар
полностью в подводном положении по такому маршруту.
Решение о походе принималось на самом высоком
государственном уровне. Были разработаны три варианта маршрута. Первый —
вокруг Южной Америки. Второй — вокруг Африки, водами Индийского океана
севернее Австралии и далее в Тихий океан. Третий — тоже вокруг Африки,
но южнее Австралии. Все эти маршруты были хорошо изучены еще нашими
мореплавателями парусного флота, но для подводников каждый из них таил
много неизвестного и опасного. Был утвержден первый маршрут, проходивший
через три океана.
Для участия в походе были выбраны две атомные
подводные лодки: К-116 и К-133. Обе первенцы отечественного атомного
подводного флота. Они несли боевую службу в Арктике и Тихом океане, в
том числе всплывали на Северном полюсе.
Возглавить отряд АПЛ было доверено контр-адмиралу
Анатолию Сорокину, который служил на атомных подводных лодках с самого
начала их создания. Командиром К-116, экипаж которой комплектовался на
Тихоокеанском флоте, был опытный подводник капитан 2 ранга Вячеслав
Виноградов. Подводной лодкой К-133 командовал капитан 2 ранга Лев
Столяров.
Подготовка к походу велась в полной секретности.
Экипажи проверяли медики и контрразведчики. Сами лодки прошли
дополнительный осмотр с привлечением специалистов, в том числе из числа
разработчиков. На борту АПЛ, с учетом напряженности в отношениях СССР и
США, находилось и ядерное оружие — экипажи были оповещены, что будут
проходить его испытания. Большое внимание уделялось обеспечению
скрытности перехода, поскольку советским подводникам предстояло
преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.
Выйдя в Баренцево море, лодки ушли на глубину и...
пропали. До 26 марта 1966 года. Их маршрут отслеживался в Главном штабе
ВМФ — во время выхода на связь. Лишь однажды советские подводники
засекли шумы неизвестной атомной подводной лодки — скорее всего
американской, но она резко изменила курс и вышла из поля акустической
видимости.
На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими
ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими
айсбергами. Пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Южную Америку, это
скопище гигантских айсбергов. Ледяные стены здесь уходят вниз до 1000
метров, при глубине погружения лодки в 300 метров маневрировать между
ними в подводном положении – все равно что играть в прятки со смертью.
Эхопеленгаторы советским подводникам помогали мало: айсберги, постоянно
наползая друг на друга, создавали постоянный шум, который засвечивал
экраны гидроакустического комплекса. Лодки шли на ощупь, испытывая
колоссальное физическое и моральное напряжение.
Самый опасный участок пути протяженностью 1300 миль
лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах
70-100 метров бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался.
Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам
на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана.
Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для
этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 метров и
испытать огромные штормовые волны.
Остров Пасхи — романтическое место, воспетое
путешественниками, стало одним из самых серьезных испытаний для наших
подводных лодок. Американцы разместили здесь станции слежения за
советскими подлодками. Глубины достигают 6 километров. Наши АПЛ порой
«проваливались» на 600 метров при 300 заложенных на прочность, но
выдержали такую проверку на прочность и вышли из этой зоны совершенно
незамеченными.
Наши подводники, если посмотреть на карту похода, не
замкнули полностью кругосветный маршрут. Выйдя в начале февраля 1966
года из заполярной базы Западная Лица, атомоходы К-116 и К-133 прошли
Норвежское море, пересекли с севера на юг Атлантику, преодолели бушующий
пролив Дрейка и зашли в антарктические воды. Затем атомоходы двигались
вдоль восточного побережья Южной Америки, пересекли Тихий океан и 26
марта ошвартовались у причалов камчатской бухты Крашенинникова. Но все
же советские подлодки бороздили глубины трех океанов Северного
Ледовитого, Атлантического и Тихого, несколько раз пересекли все
климатические и гидрологические зоны земного шара. Этот рекорд по
дальности подводного перехода не побит и поныне.
Помимо огромного политического значения, эта
подводная кругосветка стала впечатляющей демонстрацией
научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал,
что Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для отечественных
атомных подводных лодок. Одновременно он открывал и новые возможности
для маневра между Северным и Тихоокеанским флотами. Подобным маршрутом
перебазировались впоследствии отечественные АПЛ и в последующие годы.
...Через несколько дней после завершения
кругосветного подводного перехода советских АПЛ военно-морской министр
США был снят с должности за то, что информация о подводной кругосветке
советских подлодок попала в Белый дом не из его ведомства, а из
сообщения ТАСС.
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Patrick Trinh/Flickr/
Riabinka88/Twitter
Zhongde Liu/Freeimages
Подводные лодки России/ВКонтакте