Сайт ochevidets.ru может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам не достигшим 18 лет.
Наверх
Закрыть
Личный кабинет:
Логин:
Пароль:

Войти через

Войти через ВКонтакте   

Войти через Facebook
 запомнить
регистрация забыли пароль?
   

Не бейте сильно! Небольшая реклама нашей программы

По ту сторону камеры


На ТВЦ рассказывают о том, как снимались культовые отечественные фильмы





Дмитрий ФЕТИСОВ


Отечественный кинематограф — явление очень самобытное и оригинальное. Практически наглухо изолированный от внешнего влияния свежих тенденций Голливуда во времена СССР, он, тем не менее, стабильно поставлял для этой самой фабрики грез свежие технические решения.




Американцы ахнули

Взять хотя бы технологии комбинированной съемки в «Планете бурь», повергшие в шок заокеанских кинематографистов, когда они в первый раз увидели картину Павла Клушанцева. Причем надо учесть, что уровень финансирования кинопроизводства в США и СССР было, мягко говоря, несоизмерим. В то время как на декорации за океаном тратились огромные деньги, наши умельцы в буквальном смысле мастерили их из того, что оказывалось под рукой. То же и с аппаратурой. Если в Голливуде техника разрабатывалась специально под определенные условия съемки, то нашим операторам приходилось проявлять поистине чудеса находчивости, чтобы отснять материал на камеру, совершенно не предназначенную для работы, скажем, в тяжелых метеорологических условиях.

Советские картины и сегодня пользуются большим спросом у зрителей. То тут, то там в телепрограмме мелькают любимые многими «Бриллиантовая рука» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». На слуху и имена актеров, что, конечно, не может не радовать. Но о тех, кто, скажем, превращал старинный жилой квартал Баку Ичери-шехер в Стамбул, где прозвучало знаменитое «Черт побери!», вспоминают крайне редко. А если и делают это, то вскользь, когда отмечают юбилей самого фильма, его режиссера или кого-то из актерского состава.

Исправить эту несправедливость и рассказать зрителям о самом процессе съемок картин, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа, и, в частности, о тех людях, что стояли по другую от актеров сторону объектива, и об их титаническом труде постарались авторы проекта «Тайны нашего кино».

Под водой

Готовящаяся к выходу в этом году и активно рекламируемая картина Сарика Адреасяна «Защитники», может быть, и станет первым российским фильмом о супергероях, но уж точно не первой отечественной картиной на эту тему. В 1962 году на экраны кинотеатров страны вышел истинный шедевр советского кинематографа, фильм Владимира Чеботарева «Человек-амфибия».

Потрясающими подводными съемками восхищался даже знаменитый исследователь океанских глубин Жак-Ив Кусто. Голливудские киношники и вовсе пребывали в недоумении. Как русским, работающим на допотопной технике, удалось снять такое? Сквозь их изумление просвечивала и обида: дело в том, что за несколько лет до этого на фабрике грез витала идея экранизации романа Александра Беляева. Но именно из-за сложностей, связанных с подводными съемками, от нее было решено отказаться.

На тот момент это был первый полнометражный фильм, снятый под водой в натуральных условиях, что потребовало от участников съемочного процесса, начиная от актеров и заканчивая декораторами, выложиться, что называется, по максимуму.

В то время как исполнительница главной роли Анастасия Вертинская училась плавать, а Владимир Коренев изучал редкий даже для профессиональных пловцов стиль баттерфляй, в просторечии «дельфин», оператор картины Эдуард Розовский ломал голову, решая проблему с недостаточным освещением под водой. В итоге разгадку нашли даже не на земле, а в воздухе, точнее в авиации. Только посадочные фары военного самолета могли обеспечить достаточно света при подводной съемке. С разрешения Министерства обороны их передали в распоряжение оператора. «Экспериментальным» было и остальное оборудование. Штативы и кабели — все дорабатывалось непосредственно во время съемок.

…и на суше

А как все тот же Батуми превратили в далекий солнечный Буэнос-Айрес! Для начала те места, где планировалось снимать, фотографировали и непосредственно на самих снимках дорисовывали макеты будущих декораций. Говоря о декорациях, стоит вспомнить и про костюм самого Ихтиандра. Для него требовалась особая ткань, которая при контакте с водой не теряла бы формы и была бы достаточно плотной. Нет, решение нашлось вовсе не в недрах какого-нибудь НИИ, а в самом обычном магазине — костюм в итоге сшили из того же материала, что и женские капроновые колготки. Ну а красивые, переливающиеся на солнце чешуйки вырезали из старой белой кинопленки. Всего на четыре костюма их ушло около 10 тысяч штук. Пришивали их, конечно же, вручную. И это лишь малая часть того, о чем рассказывает посвященный фильму эпизод «Тайн нашего кино».

Костюмчик для Уэфа

Или вот другой пример. Декорациями для одной из самых знаменитых картин великого Георгия Данелия — фильма-пророчества «Кин-дза-дза!» послужил обычный мусор — разбросанные по пескам Каракумов обломки ракет. Задняя часть самолета Ту-104, благодаря эскизам самого режиссера и стараниям художника-декоратора Теодора Тэжика, превратилась в не менее знаменитый, чем сам самолет Туполева, летательный аппарат — пепелац.

Оригинально подошли авторы и к костюмам главных героев. Так, например, персонаж Евгения Леонова, Уэф расхаживает по далеким планетам в вывернутом наизнанку водолазном костюме с отрезанным верхом. И это притом что температура на съемочной площадке нередко превышала 50 градусов. Остальные костюмы были сшиты из деталей старых летных костюмов и, как и в случае с декорациями, из того, что попадалось на свалках в самой пустыне.

Еще одним несомненным достоинством проекта является и то, что его авторы не забывают и об актерах второго плана. Взять эпизод про «желтые штаны» из той же картины Данелия. Казалось бы, ну прошелся человек в кадре, ну посимволизировал своими желтыми штанами современные нам «мигалки», перед которыми все должны разбегаться. Но куда больший вес сцена приобретает, когда знаешь, кто именно исполнил эту роль. Этим человеком оказался ученый Владимир Федотов, физик-ядерщик, считавшийся на тот момент диссидентом.

В целом, невзирая на сюжетные отступления, связанные с биографиями актеров и режиссеров и переходящие порой в плоскость «Женского взгляда Оксаны Пушкиной», проект «Тайны нашего кино», безусловно, заслуживает внимания. Это великолепная возможность взглянуть на уже засмотренные «до дыр» картины по-новому и по достоинству оценить труд тех, кто над ними работал.


просмотров: 598 / автор: iusachev / 22.04.2016 / Добавить в избранное
+4.52   1 комментариев | Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи