Су-35 – это многофункциональный истребитель поколения 4++. Он
представляет собой «начинку», в которой использованы разработки для
российского самолета 5-го поколения Т-50, заключенную в «оболочку»
Су-27, лучшего в мире истребителя 4-го поколения.
Су-35 – это компромисс между прошлым и будущим отечественной
авиапромышленности. Подобный подход позволил добиться главного: обладая
всеми качествами истребителя 5-го поколения кроме «невидимости» для
радаров, Су-35 сохранил стоимость на уровне машин 4-го поколения.
Все это обещает немалый коммерческий успех проекту, доказательством
чему служит контракт на продажу 24 машин Китаю на сумму около 2 млрд
долларов. Но дело не только в экономическом эффекте и экспортном
потенциале нового самолета.
Журналисты немецкого издания Stern назвали Су-35 самым опасным истребителем в мире. Если это и преувеличение, то не сильное.
По своим боевым возможностям Су-35 имеет мало соперников в мире. А
точнее, только одного – американский истребитель завоевания
превосходства в воздухе F-22 Raptor, гораздо более дорогой самолет.
Да и с ним сравнение не так уж безнадежно. Давайте совершим небольшую
экскурсию по Су-35 и познакомимся с его сильными сторонами.
1. Как отличить Су-35
Внешне отличить Су-35 от Су-27, на основе которого он сделан, просто
лишь на земле. У Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть
уменьшена площадь хвостовых килей, но «невооруженным» глазом этого не
разглядишь.
А вот два колеса на передней стойке шасси Су-35 вместо одного у Су-27
увидит каждый. Это небольшое отличие говорит о том, что Су-35 имеет
большую максимальную взлетную массу – 38 800 кг против 33 000 кг у
Су-27.
Усиленная конструкция позволила увеличить ресурс планера до 6000 ч, а главное — взять на борт большую нагрузку.
2. Масса достоинств
В баки Су-35 можно залить на 20% больше горючего, чем в Су-27: 11 500
кг против 9400 кг. При этом Су-35 может нести все те же 8000 кг
вооружения.
Это больше, чем мог поднять тяжелый бомбардировщик времен Второй мировой войны.
К примеру, максимальная боевая нагрузка «Летающей крепости» B-17
составляла 7900 кг, в реальности же он редко брал на борт больше 2300 кг
бомб.
Причем Су-35 может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух»,
но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским
целям, от «умных» бомб до противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт».
3. Пламенные сердца
Не утратить маневренность и скорость потяжелевшему истребителю позволили два модернизированных двигателя АЛ-41Ф1С.
Благодаря применению технологий, разрабатываемых для двигателей
истребителя 5-го поколения, их максимальная тяга увеличилась на 16% – до
14 500 кгс против 12 500 кгс у АЛ-31Ф для Су-27, а ресурс возрос в
четыре раза – до 4000 ч против 1000 ч.
Благодаря этим двигателям тяговооруженность (отношение тяги к нормальной взлетной массе самолета) Су-35 повысилась до 1,1.
Для сравнения: у новейшего американского истребителя 5-го поколения
F-35 этот параметр не превышает 0,81, а у F-22 он равен 1,09.
По максимальной скорости (2500 км/ч) Су-35 превосходит любой западный
боевой самолет. По этому показателю он уступает лишь «соотечественнику»
МиГ-31.
Кроме того, новый двигатель позволяет Су-35 без включения форсажа
совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, что является
одним из важнейших качеств истребителя 5-го поколения.
И еще один огромный плюс: двигатели Су-35 оснащены системой
управления вектором тяги. До сих пор в мире стояли на вооружении только
четыре таких самолета: МиГ-35, Су-30, F-22 и F-35.
4. Самое главное
Но все эти детали, при всей их эффектности, имеют второстепенное значение. Главное
же отличие заключается в том, что Су-27 – это только истребитель, а
Су-35 – многофункциональный боевой самолет, способный не только воевать с
воздушным противником, но и поражать цели на земле.
Разумеется, подобная модификация в семействе самолетов Су-27 уже есть –
это Су-30. Но экипаж Су-30 состоит из двух человек, потому что до
последнего времени один летчик был не в состоянии одновременно
пилотировать самолет и управлять высокоточным вооружением.
Система управления Су-35 позволяет это делать. А ведь одноместная кабина вместо двухместной – это экономия в 1,5 т.
5. Беспилотник с пилотом
Уменьшение экипажа Су-35 до одного человека в сравнении с Су-30
достигнуто благодаря высочайшей степени автоматизации этого самолета.
Летчик Су-35 на самом деле не управляет самолетом, а с помощью
органов управления в кабине информирует о своих намерениях систему
управления, которая уже сама решает, как наиболее оптимальным образом
реализовать приказ пилота с помощью перемещения аэродинамических
управляющих поверхностей и поворотных сопел двигателей.
В принципе комплексная цифровая система управления Су-35 позволяет
вести самолет вообще без участия летчика. Он лишь выбирает режим и
принимает решение на применение оружия.
Все остальное система управления делает сама: ведет самолет по
заданному маршруту, решает, какой маневр надо применить в бою, и т.д.
Су-35 может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и
вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям
6. Не отрывая глаз и рук
Значительно облегчает работу пилота и реализация принципа HOTAS (Hands
On Throttle-And-Stick – руки на секторе газа и ручке управления):
возможность управления всеми системами не отрывая рук от органов
управления.
РУС (ручка управления самолетом) и РУД (ручка управления двигателем)
Су-35 оснащены таким количеством кнопок, гашеток, тумблеров и
многопозиционных переключателей, какое не найдешь и на игровом
джойстике. Что, впрочем, не удивительно: самолет – не игрушка.
Восприятие информации облегчает реализация принципа так называемой
стеклянной кабины, когда все необходимые параметры выводятся на два
больших дисплея с диагональю 15 дюймов и разрешением 1400х1050 точек.
На Су-35 вообще нет стрелочных индикаторов. Даже резервные приборы
цифровые и расположены на отдельном дисплее с независимым питанием. А
самая важная информация демонстрируется на прозрачный дисплей на фоне
остекления кабины. В «стеклянной кабине» Су-35 установлен также
коллиматорный индикатор на лобовом стекле.
7. Всевидящее око
Если продолжить разговор об электронной начинке, то одно из самых
эффективных новшеств Су-35 – радар с фазированной антенной решеткой
«Ирбис-Э».
Это самый мощный в мире радар для истребителя. Его пиковая мощность достигает 20 000 Вт (у F-22 – около 16 500 Вт).
Противника 4-го поколения он обнаруживает на беспрецедентной
дальности в 400 км. А «невидимку» 5-го поколения с ЭОП (эффективной
отражающей поверхностью) 0,01 м2 разглядит на расстоянии 90 км. Радар
позволяет сопровождать одновременно 30 воздушных целей и обстреливать
восемь из них.
8. Кто кого?
Умозрительные сравнения последствий боевого столкновения самолетов
всегда носят спекулятивный характер, однако никто не может помешать
порассуждать на эту тему. В сравнении с аналогами поколения 4+ вроде
французского Rafale или новейших модификаций американских F-15, F-16 и
F-18 превосходство Су-35 по большинству «паспортных» данных неоспоримо.
Поэтому западные эксперты в первую очередь сравнивают возможности
Су-35 с F-35, новейшим истребителем 5-го поколения, разработанным США в
качестве более дешевой альтернативы бескомпромиссному F-22.
Эксперты отмечают, в частности, что по дальности полета Су-35
превосходит F-35 более чем на 1000 км (3600 против 2520 км). Су-35 может
нести 12 ракет воздушного боя против 10 у F-35.
Максимальная скорость Су-35 более чем в полтора раза больше (2500
против 1700 км/ч), а это значит, что F-35 не может при неблагоприятных
условиях уклониться от боя с Cу-35, а Су-35 может выйти из схватки в
любой момент. Наконец, никто в мире не может сравниться с Су-35 по
маневренности.
Разумеется, у F-35 есть такой козырь, как технология
«радионевидимости», однако мощный радар Cу-35 вполне может это
преимущество нивелировать.
Впрочем, истина состоит в том, что исход современного воздушного боя
зависит не столько от тактико-технических характеристик самолета,
сколько от умения этот бой организовать, и в этом умении подавляющее
превосходство вооруженных сил западных стран неоспоримо.
И все же некоторые специалисты делают вывод, что при прочих равных
условиях появление Су-35 может превратить новейший F-35 в оружие, годное
лишь для борьбы с ВВС стран третьего мира. Если, конечно, последние не
закупят Су-35.
Немаловажный фактор и стоимость: Су-35 оценивается в 45 млн долларов США, а цена F-35 – около 122 млн.
9. И вновь о сверхманевренности
Сверхманевренность – фирменный «конек» истребителей семейства Су-27.
На дебютном для этого самолета показе на Западе, на авиасалоне в
Ле-Бурже в 1989 году, летчик-испытатель Виктор Пугачев поразил публику и
специалистов своей «коброй».
Су-35 в Ле-Бурже-2013 преподнес очередную сенсацию. Этот маневр
журналисты прозвали «блинчиками»: самолет, не теряя высоты и скорости,
совершал разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Один из
иностранных специалистов заявил, что так летать может только НЛО.
И все же среди экспертов не утихают споры по поводу того, нужна ли
сверхманевренность, если ее преимущества можно реализовать только в
ближнем воздушном бою.
Летчик-испытатель Сергей Богдан, впервые поднявший в небо Су-35 19
февраля 2008 года, сравнивает сверхманевренность с холодным оружием у
спецназовца: боец берет с собой автомат, пистолет, гранаты, но не
забывает захватить и нож, поскольку в ходе выполнения задачи всегда
может возникнуть ситуация, когда это оружие спасет ему жизнь. Дело до
него дойдет в последнюю очередь, но лучше, чтобы он был с собой.
Ни по дальности действия радара, ни по дальнобойности своих ракет
дальнего и среднего радиуса действия Су-35 не уступает ни одному
истребителю в мире.
Технические характеристики.
Экипаж: 1 человек
Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)«АЛ-41Ф1С»
тяга:
максимальная: 2 × 8800 кгс
на форсаже: 2 × 14500 кгс
Лётные характеристики.
Максимальная скорость:
у земли: 1400 км/ч
на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)
Дальность полёта:
у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
на высоте:
без ПТБ: 3600 км
с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
Практический потолок: 20 000 м
Скороподъемность: 280 м/с
Вооружение.
Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов
Боевая нагрузка: 8000 кг
Узлов подвески вооружения: 12
Воздух-воздух:
средней дальности:
6 × Р-27ЭР, Р-27Т
10 × РВВ-АЕ
малой дальности:
6 × Р-73
Воздух-земля:
Противокорабельные ракеты:
6 × Х-31 или 2 × Х-59М
Ракета воздух-земля большой дальности
Высокоточные боеприпасы:
6 × Х-29Т
6 × КАБ-500
Неуправляемые боеприпасы:
6 С-25 (НАР)
6 С-8
Авионика.
Характеристики РЛС:
Углы обзора: 240° (±120°)
Дальность обнаружения целей:
с ЭПР 3 м²:
на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
на догонных: 150 км
с ЭПР 0,01м²: до 90 км
Цели:
Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой
самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной
головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.
ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км.
Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики
ИК-диапазона).
В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.