Сайт ochevidets.ru может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам не достигшим 18 лет.
Наверх
Закрыть
Личный кабинет:
Логин:
Пароль:

Войти через

Войти через ВКонтакте   

Войти через Facebook
 запомнить
регистрация забыли пароль?
   

Катастрофа Боинга 737 авиакомпании «Татарстан» была неизбежна (фото, статья)

Разбившийся Боинг пилотировали бывшие штурман и бортинженер, не учившиеся на пилотов, техобслуживание оплачивалось только в крайнем случае, а самолет эксплуатировали «на убой»





17 ноября 2013 года, в 19:25 по московскому времени Боинг 737-500 авиакомпании «Татарстан» столкнулся с землей на территории Международного аэропорта «Казань-основной» при выполнении маневра ухода на второй круг после определения непосадочного положения воздушного судна. Никто из находившихся на борту 44 пассажиров, двух пилотов и четырех членов кабинного экипажа не выжил.

Трагическая гибель полста жизней стала страшным итогом ужасов, творившихся в авиакомпании «Татарстан» за последние годы. НИКТО из знавших реальное положение дел в авиакомпании не летал её бортами как минимум уже последний год, но реальная катастрофа превзошла по количеству отнятых жизней даже самые немыслимые предположения.

Бывшая в середине двухтысячных одной из самых богатых и прибыльных региональных авиакомпаний России, авиакомпания «Татарстан» эксплуатировала большой флот Ту-154М, ЯК-42Д и Ту-134 и поздно приступила к его замене на более топливоэффективные суда. В 2008 году в Татарстан пришли стратегические иностранные партнеры и половину аэропорта «Казань» и авиакомпании «Татарстан» выкупили владельцы болгарской «Болгария Эйр». Оставшиеся 50% остались в руках властей республики, причем авиакомпания контролировалась руководством татарстанского СвязьИнвестНефтеХимХолдинга – непрозрачной компании, управляющей республиканской собственностью. С приходом болгар в аэропорту и авиакомпании появились какие-никакие Европейские технологии и более экономичные Боинги, начали сокращаться операционные издержки и появился план развития. Однако развитие авиакомпании и аэропорта пошло разными путями.

В отличие от понятной бизнес-модели аэропорта, живущего на сборы и дополнительные неавиационные доходы, авиакомпания тяжело пережила кризис 2008 года, вызвавший повсеместный спад объема перевозок. Накопившийся внушительный долг авиакомпании, наложившийся на кризис управленческой команды, не мог быть нивелирован помощью болгарских авиаторов. До 2011 года в авиакомпании «Татарстан» существовала горькая традиция менять под конец года генерального директора, однако прорыва в авиакомпании так и не случилось.

Ключевую же роль в развитии аэропорта сыграла подготовка к проведению Казанской Универсиады. Чтобы обеспечить прием гостей и участников летом 2013 года, Казанский аэропорт необходимо было серьезно модернизировать, сделав его современным и кардинально увеличить пропускную способность. Для этого требовались серьезные финансовые вливания, однако болгары отказались участвовать в увеличении уставного капитала аэропорта и разрешить размыть свою долю за счет увеличения вклада республики. Вместо этого, они предложили дать аэропорту деньги на развитие в кредит, причем на своих условиях и в своем банке. Это было неприемлемо для республики и президент Рустем Минниханов в 2011-2012 годах лично пытался убедить владельца «Болгария Эйр» Иво Каменева продать акции аэропорта. Однако болгары повели себя жестко и согласились выйти из капитала аэропорта только при условии выкупа их доли в авиакомпании, которая уже на тот момент была техническим банкротом. С учетом надвигающейся универсиады, республике пришлось согласиться на условия болгар.

К 2011 году в республике де-юре существовали две государственные авиакомпании. Помимо а/к «Татарстан», базировавшейся в аэропортах «Казань» и «Бегишево», находящемся между Набережными Челнами и Нижнекамском, из аэропорта «Бугульма» полеты осуществляла авиакомпания «Ак Барс Аэро», обладавшая парком небольших региональных самолетов. Де-факто обе авиакомпании относились к «Ак Барс Холдингу».

К концу 2011 года долги а/к «Татарстан» достигли 1,5 млрд рублей, регулярные перевозки даже на Боингах были убыточны, борта летали откровенно незагруженными. Единственным доходным направлением деятельности авиакомпании были чартерные перевозки. Ситуацию можно было бы исправить, если заменить на низкозагруженных рейсах большие Боинги на менее вместительные канадские региональные CRJ, находившиеся в парке «Ак Барс Аэро», и 23 ноября 2011 года на глава «Росавиации» Александр Нерадько поставил перед Республикой Татарстан ультиматум: две республиканские авиакомпании должны объединиться и один из сертификатов эксплуатанта должен быть отозван. Конечно же, с регулятором никто спорить не стал и Татарстан сказал «Да» объединению. Но Москва не учла татарскую ментальность. В Казани никто не говорит «Нет» и всегда со всем соглашаются, но делают по-своему. Вот так за два года до сих пор фактическое объединение и не состоялось, и обе авиакомпании сохранили юридическую самостоятельность и сертификаты эксплуатанта.

Вскоре после ультиматума федеральных властей, 22 декабря 2011 года в а/к «Татарстан» в очередной раз под новый год традиционно сменился генеральный директор и её новым руководителем стал 34-летний Аксан Гиниятуллин — советник руководителя «СвязьИнвестНефтеХим» Валерия Сорокина, которого за глаза в республике называли «бывший помощник Минниханова». Сорокин был буквально очарован молодым экономистом Гиниятуллиным, получившим иностранное образование в области бизнес-администрирования, но не работавшим в авиации. О нем отзываются как об очень убедительном человеке. Он очень красиво говорит, умеет привести сложные макроэкономические аргументы, всегда поддерживает свои слова красивыми PowerPoint презентациями, а ведь это так подкупает!
То, что сделал Гиниятуллин с авиакомпанией, не поддается никакому логическому объяснению. За два года совокупный долг вырос с полутора миллиардов рублей до 2,8 миллиарда. Авиакомпания перестала платить — абсолютно всем.

Гиниятуллин постоянно просил от республики денег, а деньги ему давали. Большая часть долга – займы, предоставленные государственными компаниями республики. На полученные займы Гиниятуллин не только поддерживал текущее финансовое состояние авиакомпании, но закупал новые самолеты через лизинговые схемы. Он активно продвигал идею создания чего-то нового и масштабного — восстановления региональных перевозок ПФО. Для этого были закуплены вмещающие от 9 до 16 пассажиров самолеты «Цессна» и «Караван». Гиниятуллин требовал денег на 15 Аэробусов А319 для создания крупного регионального хаба в Казани. Под эту программу авиакомпании даже выделили серьезные средства из федерального бюджета. Недоброжелатели в республике говорили, что Гиниятуллин мог получать 3-5% отката от лизинговых платежей за новую технику, поэтому и продвигал активно идею закупки нового флота, хотя, конечно же, прямых доказательств представить никто не мог.

По по текущим долгам авиакомпания платить отказывалась. В Казани сложилась парадоксальная ситуация – 7 ежедневных рейсов по маршруту Москва-Казань авиакомпаний «Аэрофлот» и «S7», продающих билеты по цене, дороже чем до Екатеринбурга, летали заполненными под завязку, а на один-два ежедневных рейса авиакомпании «Татарстан» борта летали незагруженными.

Пассажиры просто отказывались летать на «раздолбанных» самолетах с регулярными отменами и задержками рейсов. Причина этого тривиальна. Разбившийся Боинг 737-500 в январе 2014 года должен был быть возвращен ненавистным болгарским лизингодателям, в такой ситуации борт использовали «на убой». В авиации допускается эксплуатировать самолет, имеющий незначительные неисправности, чтобы исправить их во время следующего техобслуживания. Но этот борт ремонтировался или обслуживался только когда неисправность становилась критической. Так, однажды, в ходе проверки Росавиация внесла в авиакомпанию предписание о недопустимых неисправностях борта VQ-BBN, однако перевозчик обратился в S7 technic и получил свидетельство возможности продолжать полеты до очередного ремонта.

О таких мелочах, как оплата аэропортовых сборов в Казани и аэронавигационного обслуживания, авиакомпанию просто не интересовали. Несмотря на скидку в 50% от цены обслуживания взлета-посадки, долг авиакомпании перед аэропортом Казани достиг катастрофических размеров. Вот как прокомментировал это за месяц до катастрофы глава татарстанской авиакомпании «Тулпар Эйр» признанный авторитет в области авиации Азат Хаким: «В сложившейся ситуации я вынужден предать огласке ряд фактов.

Кредиторская задолженность авиакомпании «Татарстан» достигла запредельных значений, а именно – 2,8 миллиарда рублей, из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту Казань. Как при таких долгах авиакомпания обеспечивает на должном уровне безопасность и регулярность полетов – для меня большая загадка. Но это полбеды. Самая большая беда в том, что заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро». Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится…»
Авиакомпания отказалась даже платить удержанные из зарплат сотрудников профсоюзные сборы

Но самое страшное, что экономия сказалась и на качестве летного персонала. Выжимая из двух последних болгарских Боингов максимум возможного, авиакомпания платила пилотам смешные по меркам авиации 20000 рублей. Найти настоящих пилотов на такие зарплаты невозможно. К примеру, пилоты разбившегося борта раньше летали в авиакомпании в качестве штурмана и бортинженера на Ту-154М, и как действовать в экстренной ситуации, могли просто не знать. Но ведь авиакомпания сделала ставку на новый тип самолета – А319 и тратиться на пилотов на уходящий Боинг 737 нет никакого смысла! И никто бы ничего и не узнал после января 2014 года, когда лизинг был бы закончен. Как-то язык не поворачивается назвать это просто «халатностью».

В такой авиакомпании катастрофа была неизбежна. Было бы огромным счастьем, если бы системные ошибки вылились в серию рядовых инцидентов, без ущерба для людей, но авиация не простила роковую ошибку.

Антон Сукнов

просмотров: 2543 / автор: / 19.11.2013 / Добавить в избранное
+18.50   11 комментариев | Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Хватит всё на пилотов валить.Внатуре надоело уже.Тут налицо техническая неисправность самолёта и кстати не первый случай с этим самолётом.По ТВ вчера показывали,что этот же самолёт в Бразилии терпел крушение при пасадке.Зачем фабриковать такие"заказные"статейки.А пилот был более чем опытен кстати.У него было немеренно часов налёта и стаж немалый.
faraon75 / 19.11.2013 14:05 /
+8.64   
Все это как не прискорбно, результат безконтрольного самоуправления нынешнего капиталистического строя, нацеленного на извлечение сверхприбыли.
И мы сами в этом молчаливо участвуем...
Соболезнование родным погибших!
Царство небесное трагически погибшим, помним, скорбим!!!
3aIIIeKy / 19.11.2013 14:25 /
+14.22   
Сейчас начнутся догадки-версии, а люди подхватят эти слухи... Нужно дождаться ОФИЦИАЛЬНЫХ данных.. Хватит бросать пыль в глаза.. Сегодня только черные ящики нашли, еще не приступив к изучению, а уже все всё знают...
5641564 / 19.11.2013 14:50 /
+2.56   
во всем виноваты чиновники!!! нет контроля качества,убрали всех чтоб не кошмарили бизнес
pavol567 / 19.11.2013 16:21 /
+3.86   
И это только «Татарстан». Не пора ли проверить S7, UTair, Трансаэро, тот же Аэрофлот?
0_0 / 19.11.2013 16:32 /
+6.42   
Я поддерживаю кто ЗА,за пилотов.Как обычно они виноваты и тут опа снова виноваты.Народ задумайтесь В качестве псажира летел ГЛАВА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФСБ,СЫН ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА...И сразу вспомнили как убрали генерала-полковника, Герой России Геннадий Трошев Вот теперь начинается вырисовываться силуэт вполне реальной версии убийства генерала Трошева… Убрать Генерала с помощью автомобильной катастрофы, не представлялось возможным, как в прочем и другие сугубо индивидуальные варианты, также не подходили.Слишком заметной была фигура генерала и любое «несчастье» с ним, могло вызвать массу вопросов… Могла возникнуть ситуация требующая расследования, что означало бы утечку информации в СМИ!? А дальше бы строились версии и гипотезы, которые наверняка бы привели к вопросу о Беслановской трагедии!?..

И тогда был выбран самый бесчеловечный вариант… Многолюдный! Как раз подошел уникальный шанс с самолетом. Среди общей трагедии, смерть генерала будет не заметна… Так оно и получилось…

Трагедия произошла, когда самолет заходил на посадку. В СМИ активно рассматривались многие варианты крушения авиалайнера. От человеческого фактора до теракта. Многие СМИ отмечали якобы не адекватное поведение пилота во время захода на посадку. Даже приводились расшифровки разговора в трансляциях наТВ каналах.

И это, можно было бы объяснить, простым решением… На экипаже, как впрочем и на пассажирах было применено новейшее секретное оружие спецслужб. «Акустический инвертор направленного действия», но также возможен «акустический снаряд», работающие в областях инфро и ультразвука. Это оружие создавалось для пресечения захвата террористами воздушного транспорта и не только!? Разработки подобного оружия, проводились уже давно, но активизировались в полной мере, сразу же после трагедии 9/11 в Нью-Йорке и Вашингтоне, США. С помощью подобной установки, можно легко заставить изменить поведение террористов и тех, кто находится за штурвалом воздушного судна и увести самолет от объекта посягательства. Установка находилась в стадии испытаний и в случае с бортом «Москва-Пермь» были проведены «реальная отладка» с требуемым эффектом. Гибель генерала и десятков неповинных людей, стало «триумфальным эффектом» нового оружия.Этим можно легко объяснить неадекватное поведение пилота и не выполнения им команд диспетчера. Акустическое излучение в диапазоне от 7 до 9 герц, вызывает у человека страх, панику и даже остановку сердца. Если говорить техническим языком, то промодулированные этими частотами, звуковые приказы, практически не слышны, но интенсивно воздействуют на сознание человека! Это практическое биоуправление разумом.Рейс Москва – Пермь и Моска-Казань,был обречен.
speshal / 19.11.2013 16:40 /
+4.70   
ну ты и ,,пёрнул,, ,если ты загнул-бы про ,,оружие,, которое электронику самолёта сбивает,как то ещё правдоподобно выглядело,а это чушь где-то с инета копированная.
сашка / 19.11.2013 17:12 /
+2.80   
ну ты и ,,пёрнул,, ,если ты загнул-бы про ,,оружие,, которое электронику самолёта сбивает,как то ещё правдоподобно выглядело,а это чушь где-то с инета копированная.
сашка / 19.11.2013 17:12 /
+0.24   
ну ты и ,,пёрнул,, ,если ты загнул-бы про ,,оружие,, которое электронику самолёта сбивает,как то ещё правдоподобно выглядело,а это чушь где-то с инета копированная.
сашка / 19.11.2013 17:12 /
+0.24   
наверное и как самолет из Польши с правителями
pavol567 / 19.11.2013 20:48 /
+3.95   
Кстати да да да...Подзабыл я их не исключено!!!Сам интересовался на шёл эту ссылку!
speshal / 19.11.2013 20:51 /
+4.70